ЕС поддержал инвалидов Законом о равном доступе

После десяти лет переговоров Европейский Союз наконец утвердил так называемый Закон о доступности, создав единый правовой фундамент для стран-членов в плане обеспечения доступной среды для людей с ограниченными возможностями. О чем именно в нем идет речь?

Равенство на бумаге и в жизни

Доступность — необходимое условие для обеспечения равноправия всех членов общества на рабочем месте, в системе образования, секторе услуг и в других сферах жизни. Люди с инвалидностью должны иметь возможность свободно работать, передвигаться и делать покупки наряду со здоровыми гражданами.

В настоящее время в ЕС проживает 120 миллионов таких людей, их число растет по мере старения населения. До недавнего времени страны-члены опирались на национальные законы о недискриминации инвалидов. Сегодня в ЕС появился общеевропейский Закон о доступности. Он разработан для обеспечения равного доступа всем членам общества к продуктам, услугам и возможностям.

Закон призван нивелировать слабые места национальных директив на этот счет.

Новый документ касается: доступа к средствам связи, автоматам по продаже билетов, телевизионному контенту, банковским услугам. В нем также идет речь об электронных книгах и онлайн- коммерции в интересах людей с ограниченными возможностями. Страны-члены должны ввести новую директиву в национальные законодательства к 2022 году.

Организации по правам людей с ограниченными возможностями назвали принятие Закона о доступности историческим шагом. Однако путь от текста к практическому воплощению может быть не быстрым, отметили наши собеседники в Польше, Германии и Бельгии.

Варшава: награда за комфорт

Варшава, восьмой по величине город Европы была восстановлен после второй мировой войны без учета интересов людей с инвалидностью. В последние десятилетия ситуация начала меняться к лучшему.

Конрад — программист. Слабовидящий мужчина говорит об улучшении доступности общественного транспорта в польской столице: «Возьмите метро или трамваи, вокруг остановок сделали удобную разметку. Безопасность — первое и главное преимущество таких решений. В городе стало больше светофоров со звуковым сигналом. Возможность свободного передвижения заметно приближает мое качество жизни к качеству жизни обычного гражданина».

С Конрадом согласна Катаржина, внештатный переводчик и блогер. По словам женщины, доступность инфраструктуры — синоним активного образа жизни.

«Мне проще соглашаться на рабочие предложения в тех местах, куда у меня открыт доступ, — подтверждает Катаржина. — С удобной инфраструктурой я могу вести более подвижный образ жизни — как активист, коуч и просто человек. К примеру, я могу встречаться с друзьями, где угодно».

Конрад приглашает нас домой. Благодаря специальной программе считывания текста с экрана монитора мужчина независим: он сам совершает покупки, решает административные вопросы, управляет своими финансами.

«Эти специальные онлайн — экосистемы, удобные административные платформы позволяют выполнять независимо большую часть, а может, и все дела, связанные с повседневной жизнью. И это действительно большой прогресс».

Обеспечение доступности требует от города значительных расходов. Адаптирование к потребностям инвалидов транспорта, общественных заведений, культурной сферы стоит миллионы злотых в год.

Впереди — немело работы. За уже проделанный в этом направлении путь Варшава получила премию Access City Award.

Павел Рабей, заместитель мэра Варшавы, отмечает: «Награда — результат трех десятилетий напряженной работы. Все новое, что строится сегодня в Варшаве, должно соответствовать стандартам доступности, то есть быть устроено так, чтобы не возникало препятствий.

Мы хотим, чтобы Варшава была городом для всех, это относится и к людям с ограниченными возможностями. Мы хотим, чтобы они могли в полной мере использовать потенциал, создаваемый в столице».

Хорошо, но мало

В Брюсселе принятие закона приветствует Надя Хадад, член Исполнительного совета Европейского форума инвалидов, который занимается защитой прав людей с ограниченными возможностями.

Надя страдает от параличей, она — инженер по профессии. Она считает, что Закон — лишь первый шаг на пути обеспечения настоящего комфорта инвалидам: «Закон, который был принят в ЕС, многое предусмотрел для цифрового рынка и цифровых слуг. А вот изменений, касающихся реальной предметной сферы — транспорта, банкоматов, общественных заведений — по-прежнему, к сожалению, недостаточно. Вы не чувствуете большого прогресса, ведь значительная часть инфраструктуры недоступна. Я не могу сесть в метро сама, когда захочу. Для этого в столице мне нужны два помощника: они подвозят меня к пандусу, чтобы я могла спуститься, едут со мной до нужной мне станции , а затем помогают мне подняться по пандусу».

 

Показатель занятости людей с ограниченными возможностями и остального населения

Работодатели берут на работу менее одного из двух людей, имеющих инвалидность.

Политика и здоровье

Следующая остановка — Ганновер. Там живет первая и единственная женщина с ограниченными возможностями, избранная в Ервопарламент.

Катрин Лангензипен рассказывает: «Сегодня людям с инвалидностью трудно найти возможности трудоустройства. Часто компании предпочитают выплатить компенсации, даже штрафы, чем принять на работу или стажировку инвалида…. Меня смущает ситуация, когда богатая промышленная страна, такая как Германия, заявляет о нехватке квалифицированных работников, говорит о проблемах то тут, то там, не задумываясь о реальной ситуации на рынке труда для людей с ограниченными возможностями, женщин и инвалидов».

Катаржина, Конрад, Надя, Катрин наблюдают за изменениями, поддерживая создание в городах доступной и интегрированной среды для инвалидов. Слово — за политиками.

Источник

Share on vk
Share on telegram
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Центр социальных выплат
ГБ МСЭ по Вологодской области
Департамент здравоохранения Вологодской области
Фонд социального страхования
Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды
Териториальный центр социальной помощи семье и детям города Вологды
Госуслуги
2017 - 2024 © Вологодская городская организация ВОИ
Все права защищены.