Итоги проекта «Трудовые мастерские, как эффективный инструмент социальной и трудовой реабилитации людей с инвалидностью» — победителя конкурса Президентских грантов в 2019 году.

«Трудовые мастерские, как эффективный инструмент социальной и трудовой реабилитации людей с инвалидностью» — победителя конкурса Президентских грантов в 2019 году.

В разделе «Обоснование социальной значимости проекта» было отмечено:

«…Одна из проблем, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, — это не только трудности с трудоустройством, но, зачастую, даже невозможность получить те или иные трудовые умения и навыки, необходимые для жизни в обществе».

Наш проект сосредоточил своё внимание на второй части этого тезиса и ставил задачу создать условия для получения людьми с инвалидностью трудовых умений, необходимых им в повседневной жизни. А вот что касается решения более общей проблемы трудоустройства, то наш проект исследовал педагогические возможности мастерских в воспитании новых психологических установок, необходимых для трудовой деятельности, понимания того, что каждый может ощутить себя самостоятельным гражданином, способным внести свой вклад в общественную жизнь.

Постоянную потребность приходить на занятия в мастерские демонстрировали все категории граждан, что позволило сделать вывод об актуальности заявленной темы гранта.

В ходе реализации первого этапа проекта были выполнены следующие задачи:

  • Приобрели инструмент, оборудование и расходный материал для мастерских. Оборудование, инструмент и расходные материалы, необходимые для выполнения задач первого этапа приобретены и установлены на специально оборудованные рабочие места.
  • Проведены подготовительные и пуско-наладочные работы оборудования, проверены его технические и функциональные характеристики.

В процессе адаптации помещений под мастерские были проведены следующие работы:

  • оборудовано место для хранения инструмента; — изготовлен переносной верстак для работы ручным инструментом;
  • изготовлен универсальный выдвижной верстак-платформа на три учебных места, в том числе позволяющий работать с крупногабаритным и листовым (фанера) пиломатериалом; — установлены три стационарных верстака для деревообрабатывающего оборудования (токарный станок, лазерный станок с ЧПУ, фрезерный станок с ЧПУ);
  • изготовлена мобильная платформа для торцовочной пилы;
  • подготовлено рабочее место заведующего мастерской и учебная доска для проведения теоретических занятий;
  • оборудованы места хранения пиломатериалов объёмом 3-4 кубометра;
  • подготовлены 4 рабочих места в швейной мастерской и места хранения тканей и готовой продукции;
  • оборудовано рабочее место руководителя кружка эстетики и дизайна.

Началом работы проекта было формирование экспериментальной разновозрастной группы в количестве шести человек. В сентябре 2019 г. перед группой была поставлена задача

— спроектировать и изготовить опытные образцы мебели (стол и стул) для массовых мероприятий.

В процессе подготовки к регулярным занятиям группа проделала следующую работу:

— проводилась подготовка мастерских к регулярным занятиям; — выработаны требования к продукции столярной мастерской, а именно: мебель должна быть многофункциональной, складной или сборно-разборной

— согласно требованиям, разработана конструкция столов и стульев, а также вспомогательных элементов комплекта мебели (стеллажа и стойки для размещения атрибутов необходимых при проведении массовых мероприятий);

— изготовлены опытные образцы мебели и отработаны технологические приёмы работы, доступные любому ученику с использованием специальных приспособлений и оснастки;

— подготовлен и опробован план учебно-производственных занятий и методика преподавания основ столярного дела в условиях производства реальных общественно востребованных изделий, что значительно усиливало реабилитационный эффект трудовых мастерских.

В дальнейшем группа расширяла свой состав и ежедневно занималась авторским конструкторско-технологическим сопровождением процесса производства столярных изделий, решала текущие производственные и даже педагогические затруднения.

20 октября 2019 г. состоялось торжественное открытие проекта «Трудовые мастерские …». Сценарный замысел этого мероприятия представлял собой модель реабилитационного процесса, заложенного в идею проекта.

В день открытия была сформирована структура общего учебно-производственного процесса, которая включала следующие элементы:

  • постоянные учебные группы «Кружка столярного дела» с производственной задачей:
  • еженедельный «Кружок эстетики и дизайна» (наполняемость 5-9 человек);
  • специальные уроки по основным столярным операциям для тех, кто стал заниматься в «Кружке эстетики и дизайна» по изготовлению из отходов столярной мастерской предметов для их дальнейшего оформления;
  • индивидуальные занятия по отдельным темам столярной подготовки;
  • еженедельная учебная группа в швейной мастерской (7-9 человек);
  • ежедневный «Кружок инженерных решений» (3-6 человек). За время работы мастерских проведено 106 занятий, в том числе по правилам охраны труда и технике пожарной безопасности, которые посещали 35 человек, а обобщённой количественной характеристикой проделанной работы можно считать цифру в 560 человеко-часов.

В рамках проекта изготовили столярную и швейную продукцию. Мастерские со своими производственными задачами справились.

На занятиях, силами обучающихся были изготовлены:

— комплект мебели для выездных массовых мероприятий (пять столов, десять стульев, стеллаж, стойка);

— пять адаптированных для людей с инвалидностью настольных и настольно-спортивных игр (4 для людей с глубоким нарушением зрения и 1 настольная спортивная игра КУЛЬБУТТО НА ДВОИХ);

— проводился мелкий ремонт столярных элементов существующих настольных и настольно-спортивных игр;

— в рамках «Кружка эстетики и дизайна» была придумана, изготовлена и оформлена фотозона для демонстрации результатов работы мастерских;

— разработаны и сшиты брезентовые спинки для складных стульев;

— сшита рабочая спецодежда (фартуки) для занятий в мастерских;

— сшиты мешочки для хранения аксессуаров настольных и настольно-спортивных игр, выполненных в столярной мастерской и в кружке дизайна;

— мелкие швейные изделия для личного пользования учащихся, которые создавали дополнительный психолого-реабилитационный эффект;

— большой вклад в формирование эстетического вкуса, дизайнерской обработки обычных вещей, освоение современных материалов и техники работы с ними вносили мастер-классы «Кружка эстетики и дизайна»;

— в рамках учебных занятий мастерские выполняли мелкие индивидуальные просьбы учащихся по ремонту швейных и столярных изделий, изучая особенности дальнейшей работы в режиме «Стола заказов» для членов Городской организации ВОИ;

Изготовлены два видеоклипа и выпущено более 4 статей в группе ВК и более 3 статей в различных СМИ (газеты, АСИ, радиопередача). Промежуточные оценки и намерения. Опыт реализации первого этапа позволяет сделать вывод о достаточном профессионализме команды проекта, её управленческого и исполнительского звена, а также подтверждает актуальность поставленных перед проектом целей и задач. Это позволяет рассчитывать на дальнейшее успешное развитие проекта в частности и общей деятельности Вологодской городской организации ВОИ в деле реабилитации людей с инвалидностью.

В ходе реализации второго этапа проекта, мы выполнили следующие мероприятия:

  • Проведены ряд психолого-педагогических приёмов и методик профессиональной ориентации
  • Проведены занятия по технике безопасности и пожарной безопасности и занятие по оказанию первой помощи, всего 25 групповых занятий
  • В швейной мастерской, сшили мешочки для 7 адаптированных настольных игр изготовленных в столярной мастерской.
  • Провели воскресные открытые уроки для всех желающих, на которых происходило общее знакомство с мастерской, её возможностями и перспективами,
  • Популярностью пользовались уроки выжигания, художественной резьбы по дереву и уроки программирования на станках с числовым программным управлением.

В столярной мастерской прошло 148 очных занятий, 5 воскресных открытых мастер-классов и 8 видео уроков;
В швейной мастерской прошло 10 очных и 1 онлайн . занятий;
— в кружке эстетики и дизайна 18 очных занятий и 6 видеоуроков;
— в кружке инженерных решений 43 занятия.

Дополнительно к ним проведено 6 индивидуальных экскурсий и 4 коллективных ознакомительно-экскурсионных мероприятий, в том числе:

  • торжественное открытие мастерских;
  • коллективное посещение воспитанников Детской деревни «SOS»;
  • группы воспитанников из городского психо-неврологического интерната;
  • представители общественных организаций, СМИ, сотрудников городской администрации, сопровождающих мэра города, посетившего с визитом нашу организацию.

Следует заметить, что среди мотивов посещения мастерских (швейной и столярной) были не только познавательные или конкретно-практические, но и релаксационные. Имеется ввиду потребность не столько что-то помастерить, а просто поделать определённые движения, например строгать, строгать и строгать, производя красивую стружку. Это очень интересный феномен, фиксирующий особенности положительного воздействия на внутренний мир человека простого ручного труда.

В швейной мастерской, изготавливали и чинили мелкие швейные изделия для личного пользования учащихся, которые создавали дополнительный психолого-реабилитационный эффект;

Большой вклад в формирование эстетического вкуса, дизайнерской обработки обычных вещей, освоение современных материалов и техники работы с ними вносили мастер-классы «Кружка эстетики и дизайна»;

В рамках учебных занятий, кроме основного обучения, мастерские выполняли мелкие индивидуальные просьбы учащихся по ремонту швейных и столярных изделий, изучая особенности дальнейшей работы в режиме «Стола заказов» для членов Городской организации ВОИ.

Группа участников столярной мастерской постоянно расширяла свой состав и занималась авторским конструкторско-технологическим сопровождением процесса производства столярных изделий, решала текущие производственные и даже педагогические затруднения. Двое из участников группы рассматривали своё практически ежедневное участие в жизни мастерской как настоящую трудовую деятельность и гордились возникшим у них чувства личной ответственности за общий результат.

Следует отметить, что «Кружок столярного дела» и «Кружок инженерных решений несли основную учебно-производственную нагрузку, а вот в формировании социально-реабилитационного и эмоционально-психологического эффекта все подразделения внесли свой вклад в равной мере.

Отдельно следует указать на то, что проект оказал положительное влияние и на тех, кто решил его поддержать пиломатериалами, инструментом и оборудованием, переданных на благотворительной основе. Нам приносили старинные ручные инструменты, крепёж, расходные материалы уже не нужные в домашнем хозяйстве. Фирмы, занимающиеся продажей пиломатериалов, обеспечили почти всем необходимым для учебно-производственного процесса, что позволило использовать выделенные на эту статью расходов средства гранта наиболее эффективно. У нас появились образцы домашнего деревообрабатывающего оборудования «советских времён» (сверлильный и строгально-распиловочный станочки). Они тоже были использованы в обучении. Одна из фирм подарила современный малошумный воздушный компрессор, необходимый для безопасной работы лазерного станка с ЧПУ.

Люди, оказавшие нам материально-техническую поддержку, говорили о важности проекта и благодарили за возможность помочь и приобщиться к общественно-значимой деятельности.

Благодарность высказывали и те, кому мастерская помогла решить часть бытовых вопросов связанных с изготовлением и ремонтом предметов домашнего обихода (столы, табуретки, этажерки, кухонная утварь, предметы деревянной эстетики), причём некоторые из них это делали сами, что придавало дополнительные эмоции. Практически все изделия, которые изготавливались на мастер-классах участники уносили с собой, кто домой, а кто и на подарки.

По санитарно-эпидемиологическим причинам данную работу пришлось остановить и перейти к новому этапу — дистанционного обучения через подготовку видеоуроков. Была срочно разработана концепция под условным названием «Столярка на дому». Эта тема требует дополнительной проработки, но выпуск видеоуроков, как её элемент можно было реализовать сразу. Так появились несколько уроков под рубрикой «Столярка в коридоре», дальше планировались рубрики «Столярка на балконе», «Столярка в гараже». Однако, смягчение мер самоизоляции позволило подготовить и опубликовать серию обзорных видеоуроков про возможности полноценной столярной мастерской. В настоящее время мы работаем над планированием деятельности мастерской в новых условиях.

Благодарим за поддержку Фонд президентских грантов и партнёров проекта.

Публикации проекта:
https://vk.com/wall-133617216_3479
https://vk.com/wall-133617216_3528
https://vk.com/wall-133617216_3550
https://vk.com/wall-133617216_3627
https://vk.com/wall-133617216_3797
https://vk.com/wall-133617216_3884
https://vk.com/wall-133617216_3923
https://vk.com/wall-133617216_4326
https://vk.com/wall-133617216_4195
https://vk.com/video-133617216_456239157
https://vk.com/wall-133617216_4285
https://vk.com/wall-133617216_4320
https://vk.com/wall-133617216_4343
https://vk.com/wall-133617216_4372
https://vk.com/wall-133617216_4393
https://vk.com/wall-133617216_4397
https://vk.com/wall-133617216_4402
https://vk.com/wall-133617216_4424
https://vk.com/wall-141318097_733
https://vk.com/wall-141318097_741
https://vk.com/wall-141318097_887
https://vk.com/wall-141318097_888
https://vk.com/wall-141318097_889
https://vk.com/wall-141318097_890
https://vk.com/wall-141318097_891
https://vk.com/wall-141318097_864
https://vk.com/wall-141318097_867
https://vk.com/wall-141318097_838
https://vk.com/wall-141318097_893
https://vk.com/wall-141318097_897
https://vk.com/wall-141318097_899
https://vk.com/wall-141318097_901
https://vk.com/wall-141318097_724
https://vk.com/wall-141318097_732
https://vk.com/wall-141318097_744
https://vk.com/wall-141318097_758
https://vk.com/wall-141318097_764
https://vk.com/wall-141318097_773
https://vk.com/wall-141318097_786
https://vk.com/wall-141318097_790
https://vk.com/wall-141318097_792
https://vk.com/wall-141318097_798
https://vk.com/wall-141318097_800
https://vk.com/wall-141318097_803
https://vk.com/wall-141318097_820
https://vk.com/wall-141318097_903

Центр социальных выплат
ГБ МСЭ по Вологодской области
Департамент здравоохранения Вологодской области
Фонд социального страхования
Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды
Териториальный центр социальной помощи семье и детям города Вологды
Госуслуги
2017 - 2020 © Вологодская городская организация ВОИ
Все права защищены.