Сегодня в городах и районах Вологодчины создано 28 приемных семей для пожилого человека. Мы побывали в одной из них — в селе Волокославинское Кирилловского района.
Родная душа
Ирина Новожилова живет в приемной семье Кировых уже три года. Когда-то у нее была семья — муж, два сына, невестка и внук. Однако все переменилось, когда один за другим ушли из жизни супруг и сыновья, а бывшая невестка и внук, живущие в Череповце, отчего-то забыли о ней. Переживания не прошли бесследно: у Ирины Павловны начались проблемы со зрением. После двух операций врачи в Вологде только развели руками: «Мы сделали все, что можно».
Так Ирина Павловна осталась одна — в полной темноте, в одиночестве, которое нарушалось только с приходом социального работника — Натальи Кировой.
— Она стала для меня светом в окошке, — говорит женщина. — Дело не только в том, что она приносила продукты, лекарства, воду, печки топила, она была единственной живой душой, которая связывала меня с жизнью.
Ирина Новожилова не скрывает: бывали минуты, когда отчаяние становилось настолько сильным, что не хотелось жить. Она со слезами вспоминает, как однажды попросила соседку принести воды, а та отказалась, мол, у тебя есть социальный работник, пусть и носит.
Наталья Кирова рассказывает, что решение забрать Ирину Павловну к себе в семью пришло не сразу, а после того, как не раз заставала женщину в слезах.
— Я помню психологическое состояние Ирины Павловны, когда она жила одна, — подтверждает заведующая отделением социального обслуживания на дому Светлана Обухова. — Сейчас это совершенно другой человек.
Ситуацию усугубляло аварийное состояние жилья подопечной: будь у нее квартира с удобствами, она вполне могла бы со многим справиться самостоятельно. А так нужно было дрова заготавливать, печки топить, воду с улицы носить. Разве ж это незрячему человеку по силам?
Наталья Михайловна недоумевает: почему ни районная, ни сельская администрация не позаботились о том, чтобы обеспечить Ирину Павловну нормальной квартирой, когда действовала программа переселения из ветхого и аварийного жилья?
— Живется мне здесь очень хорошо! — говорит Ирина Новожилова и подробно рассказывает, как Наталья заботится о том, чтобы она вовремя поела, как старается забежать днем, чтобы вместе пообедать. Как водит в баню, а после нее «подаст все чистенькое». Как «вывозила» ее по всем врачам — и в район, и в Вологду. Как Саша, дочка Натальи, обязательно интересуется: «Теть Ир, как дела?»
— А какие у меня дела? — смеется она. — Телевизор послушать, поесть да посуду за собой помыть. Это я могу, вода-то горячая у нас всегда есть.
Сама Наталья Кирова признается, что ей с приходом в дом Ирины Павловны тоже стало «веселее». Старшая дочка в Вологде, приезжает с внуками только на выходные, у 14-летней Саши — свои дела, муж если не на работе, то возится во дворе с техникой.
Но, разумеется, вопрос о том, чтобы взять Ирину Павловну в свое семью, решали коллегиально. Муж, Сергей Павлович, ни минуты не возражал. Когда Кировы три года назад принимали это решение, они ни про какую приемную семью не слышали. Это уже потом, когда об их решении узнали в центре, им предложили оформить все соответствующим образом.
— Я ко многим хожу, у меня сейчас 10 подопечных, так я бы всех их к себе забрала, но, боюсь, муж меня из дома выгонит, — смеется Наталья Михайловна.
Проект, рожденный жизнью
Жизнеустройство пожилых людей в семью получило официальное название стационарозамещающей технологии социальной работы «приемная семья для пожилого человека» и активно внедряется социальными службами области с 2009 года. Однако началось все гораздо раньше. В том же Кирилловском районе социальная служба начала реализовывать этот проект еще в 2001 году.
— У нас один из социальных работников, Александр Ловцов, решил взять в семью свою подопечную, — рассказывает директор комплексного центра социального обслуживания населения Кирилловского района Ольга Левина. — Его опыт и побудил нас разработать этот проект, так что он родился самой жизнью. Подопечная Александра Ловцова жила в отдаленной деревне, куда ему летом приходилось добираться на лодке, а зимой — на лыжах. Когда у женщины случился перелом шейки бедра, пришлось вывозить ее в больницу с помощью МЧС. После стационара стало понятно, что жить одна она больше не сможет, и тогда социальный работник решил забрать пожилую женщину в свой дом. Супруга, кстати, тоже бывший социальный работник, не возражала.
По словам Ольги Левиной, того, кто берет в семью человека, признанного нуждающимся в социальном обслуживании, зачисляют в штат центра, и он получает заработную плату в размере одной четверти должностного оклада социального работника. Это чуть более семи тысяч рублей.
В принципе, стать приемной для пожилого человека может любая семья, но при условии, что она соответствует довольно жестким требованиям.
— Безусловно, это должна быть социально благополучная семья, — рассказывает Ольга Николаевна.
— С нею обязательно работает психолог. Он подготовит ее к тем трудностям, которые неизбежно возникнут, если вы решили взять в семью пожилого человека. Оговариваются финансовые взаимоотношения, чтобы в дальнейшем не было взаимных претензий. Есть определенный перечень документов, которые регулируют создание такой семьи.
Кроме того, члены семьи проходят обучение в школе по уходу за пожилыми людьми. Социальная служба обстоятельно знакомится с бытовыми условиями приемной семьи. Впрочем, при желании для совместного проживания может использоваться и жилье самого пожилого человека. Но главным пунктом является его личное согласие поселиться в новой семье.