Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России продемонстрировала журналистам спецавтомобили для перевозки малолетних детей и людей с инвалидностью.
Для заключенных мам с детьми автомобили разработаны на базе Lada Argus, в них предусмотрены специальные детские автокресла и автолюльки, а на борту под надписью «Медицина» размещено предупреждение «В машине ребенок». На этих машинах детей вывозят для оказания медицинской помощи в учреждения гражданского здравоохранения. Спецавтомобили также используют для выезда на досуговые мероприятия: в парки, в цирк. Машина снабжена аптечкой, а ребенка сопровождает медицинский работник или воспитатель, сообщает ТАСС.
Также региональные подразделения ФСИН получат специальные автозаки для перевозки людей с инвалидностью — микроавтобусы оборудованы электрическими и механическими гидравлическими подъемниками для инвалидных кресел и специальными камерами в салоне, где перевозится человек.
По информации ФСИН, в учреждениях службы содержатся 18,9 тыс. граждан с инвалидностью, в том числе 421 инвалид I группы, 7,6 тыс. — II группы, 10,9 тыс. инвалидов III группы. В воспитательных колониях для несовершеннолетних содержатся шесть инвалидов детства. 85,3% от содержащихся под стражей или в местах лишения свободы инвалидов, нуждающихся в технических средствах реабилитации, обеспечены ими в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
«Хорошо, что эта структура тоже думает о людях с инвалидностью и о том, что им нужны особые потребности и условия. Возможно, это привлечет внимание и других ведомств. И таким образом начнут создавать условия все-таки в более популярных сферах: образования и трудоустройства. Нужно еще не забывать о создании доступной среды в целом. Ведь до сих пор люди не могут выйти даже из своей квартиры, добраться до школы, учиться со всеми. Есть еще огромный фронт работы в этих сферах», — считает Мария Генделева, руководитель отдела «Универсальный дизайн и доступная среда» РООИ «Перспектива».
«Сколько в нашей стране, да хотя бы в Москве, школ, поликлиник, больниц, музеев, не приспособленных для инвалидных колясок, я вообще молчу, — написала в своем Facebook Фатима Медведева, приемная мама ребенка с инвалидностью. — Но зато у нас теперь появятся автозаки с электрическими подъемниками, ура, товарищи. Утешает в этой истории только то, что, возможно, их водители будут поступать так же, как водитель новенького трамвая «Витязь», которая как-то сказала мне, что она не умеет вытаскивать пандус и делать этого не будет, — и захлопнула передо мной дверь. А, значит, есть шанс остаться на свободе и покатиться и дальше по своим делам».
По словам Тимура Рахматуллина, юриста Комитета против пыток, перемещать детей в автозаках неэтично. Поездка в любом автозаке будет большой психической травмой и для матери, и для ребенка. Также правозащитники пытаются обратить отдельное внимание на микроавтобусы для перевозки людей с инвалидностью.
«Те автозаки, которые уже есть в России и на которые потрачены огромные средства, признаны нарушающими права человека, — говорит Тимур Рахматуллин. — Российские автозаки не соответствуют стандартам. Претензий к ним много: они тесные, там не созданы системы кондиционирования воздуха, летом в них жарко, зимой — холодно, там невозможно принять удобную позу. Человека могут перемещать в автозаке по несколько часов, и все это время он не может посетить туалет, например. Перемещение в автозаке — испытание даже для здорового организма. Человек, проехавший в таком автозаке, может обращаться в ЕСПЧ. Но пока процент людей, обращающихся в ЕСПЧ по этому вопросу, достаточно невысокий. Если бы каждый, кто проедется в таком автозаке, обращался, тогда, может быть, что-нибудь изменилось бы. Поэтому большой вопрос, насколько новые автозаки соответствуют стандартам. Пока это похоже на неразумный пиар-ход ведомства».
Правда, еще в 2012 году Верховный суд Коми признал, что перевозки заключенных в автозаках и вагонзаках (специальные вагоны для перевозки осужденных) нарушают права человека, пишет РБК со ссылкой на газету «Московские новости». Тогда заключенный Дмитрий Васильев пожаловался, что его везли в автозаке в компании еще 13 заключенных, а потом посадили в вагонзак поезда «Воркута — Москва», где уже находились 11 человек (площадь вагонзака при этом не больше обычного купе). Другой заключенный Аркадий Виноградов, обратившийся с жалобой, вначале ехал в автозаке с восемью заключенными, после чего был помещен в вагонзак к 11 другим товарищам по несчастью.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в 2005 и 2008 годах рассматривал похожие жалобы российских заключенных и признавал, что камеры площадью 0,4, 0,5 и даже 0,8 кв. м непригодны для перевозки заключенного «независимо от времени нахождения автомобиля в пути».