Раджабали Одинаев родился в Таджикистане, но с 20 лет (с 1990 года) живет в Череповце. Здесь он учился в техникуме, работал на коксохимическом производстве. В 28 лет получил травму. «Спортзал, нарушения техники безопасности», — коротко рассказывает Раджабали, к которому «Голос Череповца» пришел домой для интервью. Причем рассказывает спокойно, с легкой улыбкой, без трагизма, но и без наигранной веселости. Вообще, это очень улыбчивый и жизнерадостный человек.
«Сразу скорую вызвали…»
«Был такой тренажер, я не знаю, как он называется; я висел на нем головой вниз, крепления для ног оказались неисправными, открылись во время выполнения упражнения. Упал, получил компрессионный перелом шейного отдела — пятого, шестого позвонка. Сразу скорую вызвали, увезли в больницу, — мужчина вздыхает, — очень тяжело было».
На тот момент Раджабали Одинаев был женат, жена Наталия поддерживала его. Кровные родственники остались в Таджикистане, и у них не было никакой возможности приехать. С семьей, после 23-летнего перерыва, Раджабали увиделся только в 2016 году, когда сумел сам съездить в Таджикистан.
Но вернемся к началу. А вначале все тело ниже шеи было безвольным, как пакет сметаны. Но реабилитация, терапия и упорный труд сделали свое дело — сейчас Раджабали самостоятельно передвигается на инвалидной коляске, руки и туловище работают прекрасно. Он занимается в спортзалах (в ФОКе и СК «Юбилейный») и дома, регулярно посещает аквапарк. А еще делает упражнения на стадионе «Металлург» — именно там его запечатлел фотограф Владимир Силамеднис. Фото получилось пронзительное. Мы увидели его на страничке Владимира в социальной сети — и захотелось познакомиться с героем снимка и рассказать о нем читателям.
Новый район
Я осторожно поинтересовалась у Раджабали насчет материальной стороны дела.
«Я получаю пенсию по инвалидности, мне помогает «Северсталь» — совет цеха, совет ветеранов. В спортзале занимаюсь бесплатно. Свои средства стараюсь грамотно распределить, в магазинах покупаю только то, что мне действительно надо».
Я уже упомянула о жизнерадостности Раджабали, и это не пустые слова. Я видела его и до интервью — на улице, в магазине, в автобусе. Всегда улыбается, всегда готов пообщаться с людьми. Но так было не всегда.
«Сначала было очень трудно, и это было долго — пока я не переехал в этот район (Зашекснинский — прим. авт.). С 1998 по 2007 год мы жили в хрущевке на Ленина, на втором этаже, там я вообще не мог выбраться из квартиры. В 2007 году мы с женой переехали на Октябрьский проспект, и у меня появился шанс. Здесь все лучше оборудовано, возможностей больше. Для меня возможность просто выйти на улицу уже подарок. Это ведь значит столько всего увидеть, общаться с людьми, бывать в магазинах, просто передвигаться по улице — это огромное удовольствие, и его не переоценишь. Я себя чувствовал человеком, который вышел из пещеры на свет, была — и сейчас есть — такая радость. Я стал искать, чем мне заниматься для здоровья. Когда открылся аквапарк, сбылась моя мечта: я давно хотел плавать. И конечно, здорово, что появилась возможность ездить на занятия в ФОК и «Юбилейный».
— А что насчет транспорта? Сейчас больше автобусов с низким полом, куда можно заехать на коляске. Но ведь, наверное, все равно возникают какие-то трудности? Приходится просить посторонних людей помочь?
«Не всегда. Если водитель подъезжает близко к бордюру, я могу справиться сам. Но я не отказываюсь от помощи, если люди сами предлагают, считаю, что в таких случаях отказываться нельзя. Люди хорошо помогают, я им всем очень благодарен, и у меня еще сильнее становится желание заниматься, жить, радоваться. Есть прогресс и улучшения — физические, психологические, моральные, и это благодаря горожанам. Даже школьники часто предлагают помощь, просто слов нет. Любое положительное внимание для меня — это плюс. И я в основном вижу только плюсы».
Гораздо лучше
Не скажешь, что городская среда теперь идеально приспособлена для людей с ограниченными возможностями здоровья. Не так давно наш собеседник упал, пытаясь спуститься с чересчур крутого (под высоким углом) пандуса; тут же на помощь пришла проходившая мимо девушка, потом оказалось, что они соседи. И все-таки сейчас ситуация с доступностью транспорта, магазинов, других учреждений, даже просто улиц гораздо лучше, чем 10 лет назад, отмечает Раджабали. Даже отношение обычных людей к людям с ОВЗ изменилось в лучшую сторону.
В доме, где Раджабали живет теперь (тоже в ЗШК; они с женой разъехались после развода), есть необходимые условия, прежде всего пандус и лифт «до самой земли», к которому не нужно добираться по лестнице. Однако сейчас, когда выпал снег и на улице стало скользко из-за льда, Раджабали практически привязан к квартире. Впрочем, он не унывает. У него есть друзья, с которыми он общается (в том числе по Интернету); иногда заходит бывшая жена, с которой они остались в дружеских отношениях; есть домашний тренажер, музыка и т. д. Если понадобится купить что-то в магазине (скажем, хлеб или молоко), Раджабали обычно просит соседей, а так у него есть «запас» нескоропортящихся продуктов. Еще он любит готовить, с улыбкой говорит, что у него получаются замечательные блинчики.
В общественной жизни города он тоже участвует. В частности, посещает мероприятия, организованные клубом «Территория солнца». Последним на данный момент таким мероприятием был тренинг «Давайте жить дружно» для работников сферы торговли. Присутствовали сотрудники городских магазинов, речь шла о том, как правильно обратиться к человеку с ОВЗ, каким образом помочь ему с покупками, чтобы все остались довольны. В роли преподавателей выступили незрячие и слабовидящие люди, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
«Я понимаю, что сами продавцы устают на работе, — говорит Раджабали, — наверное, к концу дня они уже и не различают толком, кто у них рядом с кассой или у прилавка. Но все же хочется донести — не только до работников торговли — информацию о помощи от здоровых людей, в которой мы нуждаемся, и о том, что не надо бояться предлагать эту помощь».
Елена Бжания, газета «Голос Череповца»