Как найти работу? Почему инвалидам в Удмуртии сложно трудоустроиться?

Чаще всего удаётся найти рабочее место благодаря специальным программам

При устройстве на работу в коллектив людей без физических ограничений любой инвалид испытывает повышенное внимание работодателя. © / Ирина Якунина / АиФ
При устройстве на работу в коллектив людей без физических ограничений любой инвалид испытывает повышенное внимание работодателя. © / Ирина Якунина / АиФ

Рынок труда в республике сузился. В первом полугодии число вакансий, предложенных работодателями, сократилось в 22 территориях Удмуртии.

Среди официально признанных безработными стало больше предпенсионеров – тех, кому до выхода на пенсию осталось меньше пяти лет. На переходный период для них прописали льготы. И этими льготами многие, особенно занятые физическим трудом, поторопились воспользоваться.

Согласны на минимум

Так на рынке труда нынче появились новые тенденции. Но и старые не исчезли. Среди ищущих работу по-прежнему много инвалидов. На биржах труда в первом полугодии зарегистрировано 863 обращения от них. Работу нашли 376. Людям с ограниченными возможностями здоровья трудоустроиться всегда сложнее. Тем более – в условиях сокращения числа вакансий.

«Трудовую биографию я начинал на предприятии Всероссийского общества слепых, – говорит Олег Землянов из Ижевска. – Первая запись в трудовой книжке: слесарь-сборщик. По этой профессии мне и стали подыскивать работу на бирже труда, куда я обратился после рождения детей. Расходы выросли, а предприятия, созданные специально для инвалидов, предлагают очень низкую зарплату. Я прошёл индивидуальную программу реабилитации (ИПР) и получил работу слесаря-сборщика на автозаводе. Моя зарплата увеличилась в пять раз. Я пять лет собирал разные комплектующие. Когда приходилось осваивать новую продукцию, ко мне присматривались: справлюсь – не справлюсь. Справлялся, но началось сокращение кадров. Понятно, мою работу более здоровые люди выполняют ловче. Пришло ощущение, что меня «пододвигают к выходу». Официально это проявилось требованием пройти новую ИПР. Я уволился. Вновь пришёл на биржу труда – мне предложили получить новую специальность. Пока учился, появилась вакансия слесаря-сборщика на мебельной фабрике».

Олегу повезло жить в Ижевске. В столице работу найти проще, чем в малых городах, тем более – в сельской местности, где специализированных производств для инвалидов просто нет. В Можге, к примеру, несколько десятилетий работал филиал Сарапульского УПП ВОС. Здесь дополнительные доходы к пенсии могли получить до пятидесяти инвалидов по зрению. И они без стенаний работали в цехах без косметического ремонта, достаточного освещения и даже отопления. Главным было не комфортные условия и уровень зарплаты, а социализация, бегство от заточения в домашних стенах.

Профессионализм должен быть выше

«Сарапульская «Радиотехника» обанкротилась после отмены налоговых льгот, – комментирует председатель республиканской организации ВОС Александр Козлов. – По производительности труда инвалид не может конкурировать со здоровым человеком. А ещё при его трудоустройстве предприятию приходится нести дополнительные затраты на оборудование рабочего места. Понятно, повышается себестоимость продукции. Всё это объясняет низкую оплату труда на предприятиях для инвалидов. А тут ещё и налоговое бремя. После банкротства «Радиотехники» образовалась «Промтехника». Но и она не выдержала налоговой нагрузки. Производство вновь остановилось. И возобновить его удалось лишь после того, как Сарапул получил статус территории опережающего развития, а городские предприятия – налоговые льготы. Конечно, инвалиды могут найти работу и среди здоровых людей. Мы выдерживаем конкуренцию по качеству труда. На наших предприятиях производятся комплектующие для автопрома, и их качество ещё ни разу не вызывало нареканий. Но при устройстве на работу в коллектив людей без физических ограничений любой инвалид испытывает повышенное внимание работодателя. Его профессионализм должен быть выше, чем у здорового коллеги. Это правило ущемляет права инвалида, но негласно присутствует повсеместно».

Финансирование программ отменили

Директор ГКУ УР «Центр занятости населения г. Можги» Ирина Мошкова:

«При трудоустройстве на первых порах присматриваются к любому человеку. А инвалидам работу подобрать сложнее из-за отсутствия нужной квалификации или ограничений по здоровью. Работу удаётся найти чаще всего благодаря специальным программам. Так, в прошлом году мы трудоустроили 58 человек. А за первое полугодие 2019 г. – всего 15. Отмена финансирования прошлогодних программ сразу отразилась на статистике. Сейчас у инвалидов больше шансов найти работу по квоте. На предприятиях с численностью больше 35 человек она составляет 2 % от занятых и 3 % там, где численность коллектива превышает 100 человек. Людям с ограничениями сложнее адаптироваться в обычной среде».

Источник

 

Share on vk
Share on telegram
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Центр социальных выплат
ГБ МСЭ по Вологодской области
Департамент здравоохранения Вологодской области
Фонд социального страхования
Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды
Териториальный центр социальной помощи семье и детям города Вологды
Госуслуги
2017 - 2024 © Вологодская городская организация ВОИ
Все права защищены.