Проблемы социокультурной реабилитации людей с инвалидностью обсудили в ОП РФ
14 декабря в Общественной палате РФ прошла конференция «Социокультурная реабилитация инвалидов: успешные практики и перспективы развития».
Председатель Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Российской Федерации, руководитель центра социокультурный реабилитации Диана Гурцкая в своем приветствии поблагодарила организаторов за реализацию двух больших проектов, направленных на социокультурную реабилитацию людей с инвалидностью.
«Сегодняшняя наша встреча — это своеобразное подведение итогов. Хотелось бы отметить два больших проекта — международные Парадельфийские игры и “Абилимпикс”, которые способствуют развитию инклюзивного общества, равноправному участию людей с инвалидностью в культурной жизни страны.
«Сегодняшняя наша встреча — это своеобразное подведение итогов. Хотелось бы отметить два больших проекта — международные Парадельфийские игры и “Абилимпикс”, которые способствуют развитию инклюзивного общества, равноправному участию людей с инвалидностью в культурной жизни страны.
«В 1995 году я приехала в Москву, и тогда существовал стереотип по отношению к людям с инвалидностью, и я даже мечтать не могла о том, что происходит сегодня. У нас инклюзивные учреждения, развивается инклюзивное образование, реализуются государственные программы, направленные на создание доступной среды для людей с инвалидностью, делается многое для того, чтобы люди с особыми потребностями могли жить полноценной жизнью. И наша задача — продолжать делать все для того, чтобы общество менялось», — отметила Гурцкая.
Советник министра культуры Российской Федерации, проректор Российской государственной специализированной академии искусств Елена Благирева рассказала об обеспечении доступности культурных благ для людей с инвалидностью.
По ее словам, ведомством проведена большая работа по формированию нормативно-правовой базы в части доступности услуг для людей с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, Минкультуры России на постоянной основе осуществляется мониторинг обеспечения доступности услуг и проводятся выездные мероприятия для проверки обеспечения доступной среды в различных организациях.
В ходе заседания представители некоммерческих организаций, а также государственных учреждений поделились успешными практиками социокультурной реабилитации инвалидов.
Так, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея Татьяна Кубасова рассказала об опыте комплексной программы социокультурной реабилитации посетителей с инвалидностью музейными средствами.
По ее словам, музей постоянно ведет работу по созданию доступной среды. В Государственном Дарвиновском музее проводится большая методическая работа. Это единственный российский музей, который с 2005 года регулярно выпускает методические пособия по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью музейными средствами. Он регулярно проводит научно-методические семинары и конференции по обмену опытом музейного обслуживания посетителей с инвалидностью. Специалисты музея оказывают консультативную и методическую помощь в такой работе сотрудникам российских музеев.
«Проект по социокультурной реабилитации посетителей с инвалидностью музейными средствами направлен на создание в учреждении комфортной среды и разработку методов, помогающих интеграции посетителей с инвалидностью в культурное пространство. Совместно с партнерами мы постоянно организуем семинары по различным направлениям работы в музеях с данной категорией посетителей. Реализуются совместные творческие и образовательные проекты», — поделилась она.
Директор центра творческих проектов «Инклюзион» фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Татьяна Медюх поделилась опытом создания и развития инклюзивного театра: «Первый театральный опыт родился совместно с театральным проектом фонда “Со-единение” и Театром наций — это была постановка “Прикасаемые” с участием слепогхухих и зрячеслышащих актеров в 2014 году. В какой-то момент мы поняли, что те первые пять-шесть слепоглухих, которые выступали в театре, перестали бояться, с ними занимались речью, пластикой, и вот так родилась идея создавать театральные методики и с их помощью реабилитировать слепоглухих людей».
Координатор программы «Доступный музей» ГМИИ имени А.С. Пушкина Альбина Джумаева рассказала, что в рамках программы посетителям предлагаются экскурсии на жестовом языке, тактильные мастер-классы и тифлокомментирование, занятия и экскурсии для детей с особенностями ментального развития.
Так, для незрячих и слабовидящих посетителей в рамках наиболее значимых выставок в музее предлагаются тактильные макеты экспонатов, образовательные программы, а также тематические мастер-классы по постоянной экспозиции. Тактильные макеты сопровождаются этикетками, выполненными шрифтом Брайля.
Заместитель директора по развитию Бородинского музея Лариса Березовая рассказала о реализации направления «Музей для всех», в рамках которого проводится музыкальный образовательно-просветительский проект «Бородинские звездочки».
«В рамках проекта “Бородинские звездочки” дети и подростки, в том числе имеющие инвалидность, смогут не только развить свои творческие способности, но и приобщиться к музейной деятельности, изучению военной истории Отечества. Сами дети всегда рады стать участками фестиваля», — рассказала она.
О практике работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья поделилась старший научный сотрудник Московского государственного зоологического парка Елена Мигунова: «Мы разработали две программы для людей с инвалидностью: “Зоопарк на ощупь” — коррекционно-развивающая программа, предназначенная в первую очередь для посетителей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих, слепоглухих). Другая программа — “День в зоопарке” — предназначена для посетителей с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, отклонениями в психическом развитии. В начале участники программы проходят по территории зоопарка и знакомятся с самыми яркими и интересными его обитателями. Затем их ждет занятие в зале образовательного центра с элементами зоотерапии. Экскурсия и занятие проводятся с учетом категории инвалидности и особенностей каждой конкретной группы инвалидов специально подготовленными сотрудниками».
Педагог, режиссер благотворительного фонда «Даунсайд ап» Николай Ильницкий поделился практикой работы с детьми с синдромом Дауна в театральной мастерской под девизом «В театре теней все разные и все равные».
«Ценно в этом проекте именно то, что ты с детьми выстраиваешь отношения на равных, и мы стараемся выстраивать чисто человеческие отношения. Радует, что видны позитивные результаты, видно, как дети растут и меняются», — рассказал он.
Диана Гурцкая, подводя итоги конференции, отметила, что все предложения будут отражены в итоговой резолюции, и, обратившись к участникам заседания, поблагодарила их за активную гражданскую позицию и реализацию программ для людей с инвалидностью: «Самое главное — слышать сердце. Меня удивляет, когда благодарят меня. Это вам спасибо за то, что вы мне даете жить и дышать. Я никогда не думала, что у меня сложится так жизнь, и если я смогу помочь хотя бы одному человеку, то я буду счастлива».
Источник