Вакансии для особенных, люди с ограниченными возможностями здоровья теперь чаще находят работу

Обязательство работодателя квотировать места для трудоустройства людей с ограниченными возможностями многие эксперты называют невыполнимым и даже абсурдным. Есть предприятия, где такие сотрудники попросту не смогут работать. Им не подойдет конвейерное производство, сменный график, требование повышенной концентрации внимания. Выход из этой ситуации ищут представители белгородского бизнеса вместе с общественниками.

Водолаз и альпинист

На крупных предприятиях никогда не спешили создать специальные рабочие места, адаптированные для людей с повышенными потребностями, да и само понятие «доступная среда» здесь было не в ходу. Набор вакансий для инвалидов еще несколько лет назад заставлял неприятно удивляться.

— Список профессий мог показаться даже издевательским: водолаз, альпинист, архивариус со знанием турецкого языка, — перечисляет представитель управления по труду и занятости населения Белгородской области Светлана Бессонова. — Конечно, на такую работу не каждый здоровый человек пойдет, а тут — люди особенные. Но сейчас, к счастью, все изменилось, и подобных вакансий людям с ограниченными возможностями уже не предлагают.

По статистике, в Белгородской области живет более 51 тысячи инвалидов трудоспособного возраста. Работает из них примерно 36 процентов: такие данные приводят в отделении Пенсионного фонда РФ. Светлана Бессонова отмечает, что в России в целом этот показатель составляет 26 процентов, а в ЦФО — 28.

— Однако это не значит, что можно теперь ничего не делать для таких людей, — поясняет она. — Трудоустройством специалистов с ограниченными возможностями здоровья сегодня занимаются и работодатели, и муниципалитеты, и служба занятости. Сейчас процесс начинается с образовательного учреждения, и выпускники наших техникумов и колледжей довольно успешно находят работу. Но как быть с теми, кто таковым не является? Они приходят к нам.

Из 900 обратившихся в центры занятости белгородцев начали работать свыше 600. В профильном управлении говорят, что в это сложно поверить: ведь еще три года назад работу подбирали лишь 38 процентам особенных специалистов, потом цифра выросла до 49. Сегодня же — 70 процентов трудоустроенных. При этом еще 500 рабочих мест, выделенных предприятиями по квотам, остаются незанятыми. Вакансии самые разные — от инженеров до таких видов работ, что особых навыков от человека не требуют: уборщики, вахтеры и так далее.

— Средняя заработная плата в области по таким вакансиям составляет 22,4 тысячи рублей, — продолжает Бессонова. — Но стоит уточнить: это за полный рабочий день. Все мы понимаем, что люди, у которых есть проблемы со здоровьем, стремятся к гибкому графику, неполному рабочему дню.

Нашли выгоду

Именно по этим причинам не каждое производство подходит для людей с ограниченными возможностями. В числе компаний, которые с трудом устраивают инвалидов на работу, могут оказаться не только высокотехнологичные заводы или современные аграрные холдинги, но и, скажем, обычный супермаркет.
— У нас раньше работали инвалиды, — рассказывает руководитель кадровой службы крупного гипермаркета Инна Овчинникова. — Но потом, когда они уволились, нам пришлось на эти вакансии принять других людей. Однако наше предприятие социально ответственное, и мы просто не можем не исполнить закон, который обязывает нас трудоустраивать людей с ограниченными возможностями…
Светлана Бессонова отмечает, что добросовестные работодатели, которые не могут подобрать вакансии для особенных специалистов, будут подвергаться штрафным санкциям. А этого не хотелось бы никому. Выход из этой ситуации нашли недавно: таким компаниям предложили арендовать рабочее место на предприятиях, созданных под началом общественных организаций. К примеру, тот же гипермаркет платит фирме регионального общества слепых.

— Мы арендуем восемь рабочих мест, — поясняет Инна Овчинникова. — Каждый месяц перечисляем деньги, а из общества слепых нам приходит список, кто на них работает.

Этой схемой с удовольствием пользуются и другие компании, и, как говорят эксперты, это хорошее подспорье для общественных организаций, создавших предприятия в рамках грантовой поддержки. Сегодня 12 предприятий арендовали 48 рабочих мест у общественных организаций.
— Как правило, это работодатели с именем, — замечает Светлана Бессонова. — Свой социальный статус они подтверждают и репутацией дорожат.

Заместитель начальника регионального бюро медико-социальной экспертизы Василий Курило отмечает, что во всем мире фирмы, где трудятся инвалиды, пользуются ощутимой поддержкой как со стороны государства, так и спонсоров. Поэтому механизм аренды рабочих мест для работодателей, которые сами не могут таковые создать, — хорошая практика.

— Я могу утверждать, что все больше людей, получающих группу инвалидности, хотят работать, — подчеркивает он. — Особенно если они получили свой статус из-за несчастного случая, а до этого всю жизнь обеспечивали себя сами. Это уже сложившаяся практика. И нельзя оставить такую тенденцию без внимания, надо помогать таким людям.

Эксперты уверены, что требования к работодателям будут становиться все строже. Штрафы уже выросли — до 500 тысяч рублей для юридического лица. И это — серьезный стимул к разработке механизма аренды рабочих мест или созданию таковых для особенных специалистов.

«Я буду обычным»

Светлана Бессонова отмечает, что тех, кто получил инвалидность и после этого жил только на пособие, становится все меньше. Молодые люди с ограниченными возможностями, несмотря на свои недуги, стремятся и профессию получить, и для работодателя стать незаменимым.
Прошедший недавно чемпионат профмастерства для особенных специалистов «Абилимпикс» — еще одно тому подтверждение. Растет не только число участников, но перечень компетенций для соревнований.

— В этом году появились такие направления, как «Веб-дизайн» и «Ландшафтный дизайн», — отметила начальник управления профобразования и науки Альбина Бучек. — И особенностью регионального этапа стало включение в конкурсную программу востребованных на белгородском рынке труда профессий.

Соревнования завершились, победителей наградили ценными подарками, однако главным призом для большинства стала возможность попрактиковаться на предприятии за счет межотраслевого профсоюза. Студенты тут же стали делиться своими мечтами.

— Хочу попасть в ресторан высокого класса, — отмечает победитель в компетенции «Поварское дело» Ксения Рацинская.

Пройдет еще лет пять — и, по словам экспертов, безработных специалистов из этой категории останутся единицы. Однако, как отмечает Инна Овчинникова, уже сегодня данным о трудоустройстве инвалидов полностью доверять не стоит.

— У нас есть случаи, когда человек с проблемами со здоровьем, который уже получил группу инвалидности, просит: «Не «проводите» меня как инвалида. Я буду работать как обычный человек», — рассказывает она. — Мои коллеги недоумевают: мы же предлагаем им много преференций, например, они имеют право на дополнительный отпуск, есть и другие льготы! А люди просто не хотят, чтобы к ним относились как к «особенным». И самое главное — они прекрасно работают.

Источник

Share on vk
Share on telegram
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Центр социальных выплат
ГБ МСЭ по Вологодской области
Департамент здравоохранения Вологодской области
Фонд социального страхования
Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды
Териториальный центр социальной помощи семье и детям города Вологды
Госуслуги
2017 - 2024 © Вологодская городская организация ВОИ
Все права защищены.