В Вологде обсудили, как правильно взаимодействовать с инвалидами в разных сферах повседневной жизни.
В областной столице состоялся тренинг « Особенности взаимодействия с людьми с инвалидностью».
— Тема интересная и довольно сложная, ведь категорий инвалидности много. От того или иного ограничения зависят особенности восприятия мира, и их не всегда понимает здоровый человек, — поясняет Екатерина Щекотурова, руководитель городской организации ВОИ, эксперт в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения. Именно она провела занятие намногофункциональной площадке инклюзивного центра городской организации ВОИ.
Уроки чуткости
В мероприятии участвовало порядка 20 человек, в основном студенты Вологодского колледжа технологии и дизайна. Тренинг проходил в интерактивной форме. Сначала участники рассказали, что каждый из них знает о людях с ограниченными возможностями здоровья, какой опыт общения с ними уже есть, как они воспринимают таких людей.
Студенты смогли прочувствовать на себе состояния человека с инвалидностью. Например, они ходили с завязанными глазами с помощью белой трости и собаки-проводника по кличке Тэди. Они также садились в инвалидную коляску, где смогли понять ошибки, совершаемые собеседниками при общении. Самая распространенная — нарушение личностных границ, когда человек очень близко наклоняется, без спроса касается коляски или двигает ее. Оказывается, делать так не вежливо. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Коляска — это часть неприкасаемого пространства человека.
Говорит второкурсница Полина Зиновьева:
— Посетив тренинг, походив с белой тростью, поработав с собакой-проводником, посидев в инвалидной коляске, я поняла, как важно соблюдать этику в общении с инвалидами, как может больно ранить неправильное обращение. Большое спасибо Екатерине Юрьевне за урок. Я считаю, что проводить такие тренинги необходимо не только для работников социальной сферы, но и для всех категорий граждан. Такие занятия благотворно влияют на людей, учат доброте, чуткости, пониманию.
Екатерина Щекотурова пообещала, что тренинги для студентов и школьников будут проводиться постоянно.
Правильная помощь
Участники тренинга в интерактивной форме учились правильно помогать людям с инвалидностью различных категорий. К примеру, передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае нельзя говорить «пощупай это», лучше сказать: «Посмотри на это».
Прозвучало много вопросов по теме тренинга, причем центральной темой стала этика общения. Участники тренинга обсудили, как правильно говорить: «человек с инвалидностью» или «человек с ограниченными возможностями»? Напомним, что
наша редакция в материале «Щит из шуток», вышедшем в номере от 26 февраля уже поднимала эту актуальную тему. Тогда большинство наших комментаторов попросили называть их просто «инвалидами», не употребляя никаких словосочетаний-эвфемизмов, а также заметили, что излишняя политкорректность мешает обычным людям нормально воспринимать их проблемы. Вот что думает по этому поводу Екатерина Щекотурова:
— На мой взгляд, легче и правильнее говорить «человек с инвалидностью». Или «человек, передвигающийся на кресле-коляске», или «слабовидящий», «невидящий» или «слабослышащий», «неслышащий» или «с синдромом Дауна» или «с аутизмом», но никак не «больной аутизмом». Многие привычные всем слова и фразы могут и оскорбить. Например, такие сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун» — они обижают. А вообще не надо стесняться спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.
Поговорили и о доступной городской среде. Комментируетучастник тренинга Сергей Городишенин: — На остановках общественного транспорта нет голосовых объявлений о прибытии того или иного автобуса, о его маршруте, а такие объявления очень нужны слабовидящим людям. Жители Вологды мало знают о технических средствах реабилитации, например, о «Белой трости», о том,что она обозначает. Обучение методике общения с лицами,имеющими инвалидность, помогут деликатному и равному общению.
Правила этикета, составленные людьми с инвалидностью:
Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику.
Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, даже если он пользуется протезом.
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).
Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вас не поняли, не стесняйтесь — переспросите.
Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него.
Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Так вашему собеседнику не придется запрокидывать голову.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, постарайтесь, чтобы ничто не заслоняло вас.
Не смущайтесь, если случайно сказали «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
— Самое эффективное правило поведения: быть естественным и общаться на равных, -подвела итог мероприятия Екатерина Юрьевна.
Источник: https://xn--80adde7arb.xn--p1ai/upload/iblock/83a/17.pdf
Газета Вологда.РФ от 07 мая 2019
Ирина Малинина